МБОУ "Мирненская СОШ"
п.Мирный, Родинский район, Алтайский край
  • Возвести в квадрат успех

    У нашей школы свой секрет успеха. Но есть и то, что делает её похожей на другие успешные школы – здесь работают успешные учителя. Среди них – учитель математики Тамара Александровна Денисова, посвятившая делу обучения и воспитания детей 30 лет.

    Много, но годы пролетели незаметно. Кажется, совсем недавно она, выпускница Мирненской восьмилетней школы, осваивалась на новом месте – в Родинской, средней. Другие учителя, другие требования. Грустно. Одно утешало: родители рядом. Оказалось, ненадолго. Через два года она стала студенткой физико-математического факультета Бийского педагогического института. Учёба захватывает, отнимает практически всё время: математика – наука серьёзная. Но впереди столько нового! Нужно освоить не только методику преподавания, но и разобраться в психологии, изучить методы и приёмы педагогики. Школьная привычка «всё делать на совесть» помогает справляться с трудностями.

    И вот уже сданы государственные экзамены. Юная выпускница на пороге новой жизни. Неудивительно, что она принимает решение вернуться в свою родную школу. Здесь прошло детство, здесь определено будущее. И здесь, с опорой на помощь и поддержку её бывших учителей и мамы, Кривошей Анны Семёновны, работавшей в школе учителем начальных классов, и началась трудовая деятельность молодого педагога.

    После двух лет работы, по стечению обстоятельств, пришлось сменить место жительства и характер работы. Теперь она инженер – проектировщик вычислительной техники. Справляется. Но…  через четыре года возвращается в школу. Несколько лет работы учителем начальных классов, воспитателем группы продленного дня – серьёзный фундамент для будущих успехов в должности учителя математики, теперь уже надолго, вплоть до выхода на пенсию.


    Педагогический коллектив Мирненской школы в начале 70-х годов.
    (Т.А.Денисова первая справа, в верхнем ряду.)

    Успешный учитель. Это и глубокое знание предмета, и умелое владение образовательными технологиями, и чёткое управление учебным процессом. И всё-таки главной задачей для себя Т.А.Денисова всегда считала внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального обучения и развития. А это длительная и кропотливая работа по формированию положительной мотивации к учёбе, развитию познавательного интереса, стимулированию работоспособности. Это работа по выстраиванию успешности ученика, и грамотная организация ею ситуаций успеха на уроке – шаг вперёд в этом направлении. А методы и приёмы самые разнообразные.

    Умелое чередование индивидуальной, парной, групповой форм деятельности позволяли снижать уровень тревожности у учеников, укрепляли их веру в себя. Боишься ошибиться, стать объектом насмешек – работай в группе; хочешь блеснуть знаниями – выбирай из числа предложенных задачу посложнее. Обучающие таблицы, задачи по готовым чертежам, перфокарты различных видов, математическое лото, отдельные задания для слишком быстрых или чересчур медлительных – важно, чтобы в конце урока ученик мог увидеть свой личный результат и, может быть, заслужить похвалу. Она часто пользовалась этим приёмом для поддержания учебной активности. Кому же не понравится быть представленным в выгодном свете? Невольно захочется соответствовать своему лучшему образу.

    Успех ученика и хорошие отношения с ним были главными ориентирами в работе учителя. Понятно, что далеко не каждый хочет делать то, что ему необходимо для успеха. Без требований не обойтись, но важно, как говорится, найти золотую середину. И это ей удавалось. Пусть ребята что-то не доделают, пусть медленнее растёт их результат, но это в любом случае лучше, чем вызывать у них переживания и негатив. При этом вариант «отсидеть урок» не проходил в её классах. Для учащихся всегда были предусмотрены учителем самые разнообразные виды деятельности, каждому предоставлялась возможность проявить себя и быть замеченным. Пожалуй, наиболее ёмко и предметно характеризует уроки Тамары Александровны вот эта выписка из протокола заседания методического объединения учителей математики Мирненской школы: «Цель урока конкретна для учащихся. Замысел реализован, содержание урока оптимально. Присутствует проблемный характер изложения учебного материала. У учащихся есть возможность выбора форм и средств работы, представления результатов. Очень хороший, плотный урок».

    Сколько их было, этих уроков! По три, по пять каждый день. Дроби и проценты, уравнения и графики, площади и объёмы. И задачи, задачи, задачи: заполняются бассейны; движутся в одном направлении и навстречу друг другу пешеходы, велосипедисты и автомобили; производятся скидки и наценки… Да мало ли что происходит вокруг,  и во всём этом приходится разбираться на уроках математики. А научить решать задачи в один день, в одну неделю и даже в один месяц совсем непросто. Годы упорного труда, накопления опыта, годы самоанализа и самоотдачи.

    Всё труднее становились школьные программы, всё больше нареканий вызывали школьные учебники. Как вам, например, конгруэнтность – отношение эквивалентности – понятие, введённое в своё время в курсе геометрии 6 класса? Непостижимо! А приходилось осваивать. И учителям, и детям. Да что там, перемены повсюду и во всём.  Теперь нужно не просто «давать знания», а развивать ум и чувства детей. И это не пожелание, а требование, поэтому – новые формы, новые технологии. Умение перестроиться, сложное сделать простым, найти оптимальные решения новых задач – всё это было под силу ей, опытному учителю.


    Нарядные, красивые, и все такие милые, ребята - пятиклассники... (1988год)

    «Здравствуйте, сто гусей!» «Нас не сто…» - Помните? Это же задача на составление уравнений. Старинная, занимательная. Правда, на уроках не всегда находилось время для решения таких задач, а вот на занятиях математического кружка – пожалуйста. И желающие всегда были. Тамара Александровна не упускала этой возможности для поддержания у детей интереса к математике, развития логики, сообразительности. Кружок, а ещё стенная газета «Считай, смекай, отгадывай», факультативные занятия, олимпиады – всё с учетом потребностей школьников в тот или иной возрастной период.

    Умелое включение школьников в осознанную учебную деятельность позволяли учителю добиваться высоких результатов. Её ученики становились победителями олимпиад, успешно сдавали выпускные экзамены в школе и вступительные в ВУЗе. Но вот грянул гром – ЕГЭ. Волнение,  тревога, страх… И замечательный результат: все её 11 выпускников сдали экзамен на «4» и «5». Это успех!

    Учительская готовность к работе всегда должна быть высокой. Готовность классного руководителя – тем более. Он и учитель, и помощник, и советчик, и защитник. Такой и была Т.А.Денисова для своих воспитанников. Школьная жизнь - это не только учебные будни, но и яркие события: праздники, конкурсы, соревнования, требующие большой подготовительной работы. Она учила детей проявлять инициативу, быть самостоятельными, не бояться ответственности. Всё было: радость и огорчение, признание и критика, успех и неудача. Важно то, что дети учились дружбе, взаимопомощи, принятию решений. Учились жить!


    Зовётесь вы теперь выпускниками, как жаль нам расставаться с вами... (1994год)

    Т.А.Денисова – учитель высшей квалификационной категории, ветеран труда. За успехи в обучении и воспитании школьников награждена Почётными грамотами районного и краевого уровней.

    С 2004 года Тамара Александровна находится на пенсии. Счастливая мама двух дочерей и сына, любящая и любимая бабушка, она опора и надежда всей семьи, источник заботы и поддержки. Жизнь продолжается.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie